Информация
Интересности
Литература
Искусство
Детям
Предложения
Каталог
Об авторе


Детский интернет-журнал «Санька - Бешеный кролик!»

Превосходное место для Вашей рекламы!

Мой мир. Персональный сайт Ольги Тышковец

Архив: история как она есть и загадочные явления

Украина.doc - Сетевое издание



С миру по нитке

      Главная - Информация - Все нитки - Эта страница



Как cоздатель кубика Рубика обошел конкурентов

Все наверняка знают (либо, по крайней мере, слышали) о кубике Рубика - ведь, как утверждает статистика, этой игрушкой увлекался каждый восьмой житель Земли.

Однако не всем известно, что Эрно Рубик был далеко не единственным конструктором, который запатентовал подобную разработку.



Эрно Рубик


Первым по праву может считаться Вильям Густафсон (William Gustafson), получивший американский патент ещё в 1958 году. За ним следует британец Фрэнк Фокс (Frank Fox), который в 1970 году изобрел подобную модель (патент им был, правда, получен лишь в 1974-м). Третьим был американец Лари Николс (Larry Nichols), сконструировавший кубик в 1970-м (патент он, правда, получил раньше англичанина, еще в 1972 году). И наконец, четвертый претендент на лавры создателя рубика - японец Тератоши Ишиге (Terutoshi Ishige), получивший патент на кубик в 1976 году.

Что касается самого Рубика, то его заявка на венгерский патент датируется 30 января 1975 года, однако авторские права изобретателя были подтверждены только 31 декабря 1977-го.

Что же позволило жителю далеко не самой благополучной Венгерской Народной Республики обойти представителей крупнейших индустриальных держав?

Так сложились обстоятельства. Кроме того, как считается, кубик Рубика оказался чуть более технологичным.

А произошло все так.

В те далекие 1970-е годы Эрно Рубик (Erno Rubik), в будущем первейший официальный социалистический миллионер и бизнесмен, трудился на факультете интеръерного дизайна (Department of Interior Design) будапештской Академии прикладных искусств и ремесел (Academy of Applied Arts and Crafts).

Преподавал он венгерским студентам промышленный дизайн и архитектуру. Увлекался также геометрией и трёхмерным предметным моделированием, находя его идеальным средством для развития в учащихся навыков пространственного воображения.

Как это обычно и бывает с выдающимися изобретениями, проект кубика вынашивался не один год. И вначале игрушка представляла собой набор из 27 деревянных кубиков с разноцветными гранями.

По одной из версий, при помощи данного учебного пособия Рубик пытался втолковать непонятливым воспитанникам основы математической теории групп.

Вдохновение снизошло ленивым летним днем, когда изобретатель сидел на берегу Дуная и всматривался в прохладные струи. Взгляд творца привлекла обычная речная галька, и он решил вместо 156 граней оставить лишь 54 внешние грани. После этого Рубик пришел к мысли использовать шесть цветов.

В качестве первоиспытателей головоломки выступали друзья Рубика и студенты подведомственной Академии. Поскольку идея свободного предпринимательства в бывшем соцлагере понималась тогда достаточно условно, желание запатентовать конструкцию пришло в голову к Рубику только через некоторое время.

В 1975-м Рубик получил венгерский патент на своё изобретение. Однако выпуск опытной промышленной партии кубиков состоялся лишь в конце 1977-го.

До всемирного триумфа самой продаваемой в истории головоломки, которую держал в руках каждый восьмой житель планеты, кубику Рубика было ещё очень и очень далеко.

Дело в том, что выпускавшийся с конца 1977-го в Венгрии ограниченным тиражом кубик Рубика далеко не сразу завоевал Запад. Хотя в венгерских магазинах новинку можно было найти уже в 1978-м под названием "Волшебный Кубик" (Buvuos Kocka).

Не исключено, что события и дальше развивались бы с черепашьей скоростью, если бы игрушкой не заинтересовался немецкий компьютерный предприниматель венгерского происхождения Тибор Лакзи (Tibor Laczi).

Увидел Тибор кубик совершенно случайно во время деловой поездки в Венгрию - он зашёл выпить кофе и заприметил вещицу в руках у официанта кафе. Увлекающийся математикой Лакзи пришёл в восхищение от игрушки и буквально на следующий день прибыл в государственную торговую фирму Konsumex и предложил продавать кубик на Западе.

Тогда же он познакомился и с Рубиком. Лакзи вспоминает: "Когда Рубик впервые появился в комнате, я испытал желание дать ему немного денег. Он выглядел как нищий, был ужасно одет, а из угла его рта свисала дешёвая венгерская сигарета. Но я знал, что вижу гения. И сказал ему, что вместе мы сможем заработать миллионы".

В феврале 1979 года Лакзи привез кубик на Нюрнбергскую ярмарку игрушек (Nuremberg Toy Fair). Правда, не в качестве официального экспоната. Помня о собственном опыте знакомства с предметом, Лакзи попросту бродил по выставке с кубиком и завлекательно им покручивал.

Однако манипуляции Лакзи не оправдали его надежд найти немецкого дистрибьютора. Все же в итоге Тибор набрёл на англичанина Тома Кремера (Tom Kremer).

Кубику и его создателю еще раз крупно повезло. Кремер сам был успешным изобретателем игр и игрушек - он владел соответствующего профиля лондонской компанией Seven Towns Ltd. и был хорошо знаком со многими воротилами игрушечного бизнеса. Вдобавок, Кремер часто представлял интересы сторонних изобретателей, и, что самое ценное, оказался венгром по материнской линии.

В результате два бизнесмена заключили пакт: Лакзи будет бороться с венгерской бюрократией, а Кремер отправится в кругосветный рекламный вояж для привлечения интереса к разноцветному чуду. Однако уже в который раз неофитов кубика ждало разочарование.

Вот лишь неполный перечень претензий, предъявлявшихся к потенциальному хиту игровой индустрии. Кубик-де слишком сложен и дорог в производстве. Не телегеничен: его привлекательность теряется в рекламных роликах. Кубик слишком абстрактен и умозрителен. Скорее, он представляет интерес для замкнутого академического научного сообщества, чем для широких масс молодёжи и прочих рядовых покупателей головоломок.

В сентябре 1979-го Кремеру удается заманить в Будапешт вице-президента службы маркетинга солидной американской компании Ideal Toy Corporation (позже куплена корпорацией CBS).

После пятидневных переговоров между скептически настроенным капиталистом и упрямыми коммунистическими бюрократами, которые отчаянно удерживали за одним столом Лакзи и Кремер, возник контракт на поставку в США одного миллиона кубиков.

В процессе переговоров всплыла ещё одна проблема. Кубик был запатентован только в Венгрии, и в течение года после этого на него не был получен международный патент. Тем временем американцы имели странную привычку торговать товарами, авторские права на которые официально были зарегистрированы на территории США.

Чтобы хоть как-то уладить это препятствие, в самом начале 1980-го "Магический куб" (Magic Cube) решено было переименовать в кубик Рубика (Rubik's Cube). Опять изобретателю повезло - его имя стало прочно ассоциироваться с обожаемым предметом.

Стараниями Лакзи и Кремера в январе-феврале 1980 года состоялся международный дебют кубика. Кубик представили на игрушечных ярмарках Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Нюрнберга. Демонстрировал его сам обаятельный Эрно Рубик.

На этот раз всё прошло гладко, посыпались заказы, но проблемы на этом не закончились.

Выяснилось, что самих-то кубиков еще нет. Венгерские поделки не удовлетворяли западным стандартам качества и упаковочным нормам. В конструкцию кубика были внесены очередные изменения, облегчающие его вращение, и, наконец, в мае 1980-го первый кубик Рубика, имеющий официальную визу, прибыл из Венгрии на Запад.

Американская премьера состоялась 5 мая в Голливуде. Представляла кубик венгерская кинозвезда Габор (Zsa Zsa Gabor).

Следующие два года стали временем всемирного помешательства, и только до конца 1982-го было продано свыше 100 миллионов официальных кубиков и в полтора раза больше подделок.

Никаких проблем со сбытом головоломки не было, были проблемы с производством. Венгрия физически не могла делать больше нескольких миллионов штук в год, поэтому фабрики по изготовлению кубиков начали открываться в Гонконге, Тайване, Коста-Рике и Бразилии.

У игрушки появлялось все больше поклонников. Во многих ресторанах кубик вошел в число обязательных предметов сервировки стола наряду с солонкой и перечницей.

Появилось даже "Искусство кубика Рубика" (Rubik's Cube Art) - художники собирали не только сами кубики, но уже из кубиков собирали свои произведения.

В авангарде всемирного движения шла молодежь, школьники и студенты. Сложность сборки кубика вызвала к жизни поток специальных изданий по проблеме, посему было выпущено более 60 книг.

Не отставал и советский журнал "Наука и жизнь", на протяжении нескольких лет в каждом номере уделявший место кубику Рубика.

Уже в 1980-м кубик получил венгерский национальный приз за лучшее изобретение и выиграл конкурсы на лучшую игрушку в США, Великобритании, Франции и Германии.

В 1981 году кубик попал в экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства (New York Museum of Modern Art).

В том же году в Англии проходит церемония представления кубика принцу Чарльзу и леди Диане, а годом позже кубик Рубика попал в престижнейший Оксфордский словарь (Oxford English Dictionary).

Наконец, в июне 1982 года в Будапеште состоялся мировой чемпионат по сборке кубика Рубика, который выиграл 16-летний студент из Лос-Анджелеса Минх Тхай (Minh Thai).

Однако, следующий чемпионат произошел не скоро - лишь через 22 года - в 2003-м. Дело в том, что вскоре волна всемирного ажиотажа спал.

Причин оказалось несколько. Прежде всего для многих игрушка оказалась слишком сложной - значительная часть владельцев игрушки так никогда и не смогла самостоятельно сложить кубик. Кроме того,.мешали и конкуренты, выпустившие множество схожих игрушек, подорвав тем самым и монополию Рубика.

Однако главной причиной стало появление компьютерных игр.

Между тем падение интереса к кубику вовсе не было таким дружным и повсеместным. Так могло показаться лишь производителям игрушки, на волне игорного помешательства наштамповавшим десятки миллионов "лишних" кубиков и на год-другой забывшим, что рынок сбыта всё же ограничен.

Результатом стал коллапс в сфере продаж, огромные складские запасы нереализованных кубиков на фабриках и в магазинах, а также отсутствие новых заказов на производство. Поэтому, начиная с 1983 года, кубик стало всё труднее, и затем и вовсе невозможно найти на прилавке.

Однако, человек, стоявший у истоков экономического чуда Рубика, Том Кремер (Tom Kremer), сохранил светлую веру в непреходящий потенциал кубика. Кремер считал его, подобно "Монополии" или Scrabble, игрой на все времена.

Поэтому в 1985 году кремеровская фирма Seven Towns перекупила права на кубик, и к 1991 году очень осторожно игрушка вновь начинает потихоньку появляться на рынке.

Конечно, о баснословных продажах начала восьмидесятых нужно было забыть. Тем не менее, ситуация постепенно выправлялась.

Для США переломным стал 1996 год: на территории страны было продано 300 тысяч кубиков. С тех пор эта цифра постоянно возрастает.

Да и в Британии уже в следующем году продажи превысили 100 тысяч штук, равно как и на японских островах. Подобно Терминатору, кубик вернулся.

Косвенно возрождению престижа кубика способствовало, как это ни странно, и появление Интернета - появились многочисленные сайты, посвященные этому изобретению.

Таким образом состоялось возвращение кубика Рубика.


Использована информация Membrana
Иллюстрации http://dev.rubiks.com, http://seventowns.com, http://school.discovery.com


      Главная - Информация - Все нитки - Эта страница

яВОТ. Интернет-всячина